Как выбрать CRM-систему: сравнение популярных решений для малого и среднего бизнеса

23.06.2024
CRM-системы бывают отраслевыми и универсальными. Отраслевые разработаны с учетом специфических потребностей конкретной отрасли, например, интегрированная с маркетплейсами RetailCRM или поддерживающая регистрацию сделки с недвижимостью Profitbase. Универсальные проще адаптировать под существующие процессы за счет гибкости, но набора функций в базовой конфигурации хватает не всем и не всегда.

В статье рассказываем, почему малому и среднему бизнесу почти всегда выгоднее внедрять универсальную CRM и не соблазняться на красивые презентации отраслевых решений. Также вкратце разберем критерии выбора CRM и сравним по ним три самые популярные российские системы: Битрикс24, AMO CRM и Мегаплан.

Как связаны процессы и CRM

Прежде чем переходить к советам по тому, как выбрать CRM-систему, акцентируем внимание на главном: бизнес не надо «оцифровывать» только потому, что все так делают. Чтобы не потратить деньги и время на внедрение CRM впустую, нужно выбирать систему под конкретные задачи, но без функциональных ограничений, как у отраслевых плохо модифицируемых решений.

CRM поможет бизнесу расти, только если будет решать существующие проблемы, а не создавать новые. Первое, что делает интегратор в рамках внедрения — смотрит на текущие процессы и ищет в них слабые места.

Пример слабого места в работе отдела продаж: нет централизованного учета потенциальных клиентов, которые по какой-то причине не оформили заказ. Из-за этого компания не может напомнить о себе, предложить скидку или как-нибудь еще подтолкнуть к покупке того, кто уже проявил интерес.

Слабые места в процессах — это и есть ключевые критерии для выбора CRM-системы. Основные функции большинства универсальных решений для управления отношениями с клиентами включают управление контактами, сделками, инструменты автоматизации продаж, маркетинга, сервиса, сервисы генерации отчетов и дашбордов для анализа показателей. Окончательный выбор в пользу того или иного продукта зависит от того, насколько удобным, функциональным и гибким будет нужный для устранения каждого найденного в процессах слабого места.

Критерии выбора CRM для малого и среднего бизнеса

Удобство CRM определяется по тому, насколько знакомо и логично выглядит интерфейс системы для конкретного пользователя. Чем меньше времени понадобится компании на обучение сотрудников, тем дешевле в итоге обойдется внедрение.

Функциональность системы — это все ее возможности, независимо от того, какие будет использовать компания. Чем шире функциональность, тем лучше. Даже если какие-то функции пока не нужны, когда они потом понадобятся, не придется переезжать на другую CRM или заказывать разработку нужного модуля с нуля.

Гибкость нужна для настройки каждой функции так, чтобы в процессе работы ничего не приходилось в рамках ее использования делать «просто так». Это одна из причин, почему универсальный CRM на практике удобнее отраслевых: в них каждое поле каждой формы можно переделать под свои задачи. Идеально, когда менеджер при создании сущности в CRM делает руками только то, что пока никак нельзя автоматизировать.

Сравнение трех топовых отечественных CRM по удобству, функциональности, гибкости

Сравниваем Битрикс24, AMO CRM и Мегаплан. По опыту оказания услуг по автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, именно эта тройка последние несколько лет удерживает лидерство на российском рынке в сегменте предприятий малого и среднего бизнеса.

Битрикс24, AMO CRM и Мегаплан развиваются, адаптируются под потребности клиентов. Их считают удобными, функциональными гибкими. Но это не значит, что они взаимозаменяемы и подходят для закрытия любых потребностей бизнеса в централизации управления сделками и построения отношений с клиентами.

Для выбора CRM не обязательно погружаться в технические тонкости, это лучше делегировать специалистам по внедрению. Для общего понимания разницы между системами хватит понимания базы: удобства, функциональности и гибкости в контексте выбора CRM-системы.

Удобство CRM

Чем удобнее CRM, тем проще пользователям с разным уровнем компьютерной грамотности ориентироваться в системе, находить функции и выполнять задачи. Договоримся, что составляющие удобства — это простота навигации, хранение разных типов данных и мультиплатформенность.

Битрикс24
Простота навигации: интерфейс напоминает рабочий стол, на котором систематизированы карточки сделок. В сделках хранится все — от данных клиента до развернутой истории коммуникаций с документами и записями звонков. Со слов клиента, который до Битрикс24 с CRM не работал: «Потратил неделю, чтобы разобраться, и теперь экономлю по 10-12 часов в месяц на автоматизации рутины».

Хранение разных типов данных: в сущностях CRM можно хранить контакты, ссылки, документы во всех популярных форматах, изображения, записи звонков.

Мультиплатформенность: у Битрикс24 есть web-версия, приложения для Windows, Mac OS, Linux (работает на ОС Аврора), iOS, Андроид.

AMO CRM
Простота навигации: оболочка облачной CRM ближе к ежедневнику, чем к рабочему столу. Блоки функций сгруппированы на экранах, переход между которыми происходит через непривычное боковое меню. Сделано наглядно, тем не менее не интуитивно, из-за чего на изучение нужно какое-то время.

Хранение разных типов данных: реализована поддержка загрузки разных форматов документов, изображений, прикрепление фотографий, аудиозаписей, контактов.

Мультиплатформенность: у AMO есть мобильное приложение для удаленной работы, сосредоточенное вокруг комфорта коммуникаций.

Мегаплан
Простота навигации: в Мегаплане функции сгруппированы по типу хранимых сущностей, что в большинстве случаев наглядно.

Хранение разных типов данных: реализовано, документы, аудио, видео, фото — все можно пересылать и хранить с доступом через подсистему «Документы».

Мультиплатформенность: реализована в виде приложений для мобильных устройств, но функциональность у веб-версии шире.

Функциональность CRM

Все рассматриваемые CRM-системы поддерживают создание и ведение сделок, хранение контактов, формирование отчетов, постановку задач и прочее, что может помочь улучшить процессы в компании. Поэтому в этом блоке для каждого продукта сосредоточимся только на главном — том, что не могут предложить хотя бы один из конкурентов.

Битрикс24
  • Бесплатный тариф для малого бизнеса.
  • Битрикс24 CoPilot — нейросетевой помощник для автоматизации рутины.
  • Приложения для десктопных операционных систем, в том числе для Авроры.
  • Коробочная версия для установки на свой сервер с ограниченным доступом.
AMO CRM
  • Обширное API для разработки специализированных интеграций.
  • Виджеты и интеграции no-code.
  • Сканер визиток в мобильном приложении.
Мегаплан
  • Видеоконференцсвязь в каждом тарифе.
  • Планирование по матрице Эйзенхауэра.
  • Коробочная версия без тестового периода.

Гибкость CRM

Битрикс24 — однозначный лидер тройки по части гибкости. CRM в некотором роде напоминает конструктор, в котором ненужное легко отключить, а нужное — подключить и без программирования настроить под себя. Поля в формах при наличии административных прав у аккаунта можно редактировать «на лету», меню тоже легко «перетасовать» под собственный сценарий использования, а взаимоинтеграции между сущностями и подстановки позволяют избежать ручного ввода уже хранящейся в CRM информации.

Amo CRM и Мегаплан тоже поддерживают адаптацию. В Амо хорошо документированное API для интеграций с внешними сервисами. В Мегаплане это также есть, а также поддерживается продвинутая шаблонизация документов, сценарии сделок, автоматически формируемые по триггерам задачи. Все это, как и модульность Битрикс24, помогает управлять рутиной.

Так что в итоге выбирать: Битрикс24, Amo или Мегаплан?

  • Для самостоятельного внедрения подойдет Amo, потому что эта система самая простая из упомянутых, или бесплатная облачная версия Битрикс24, если команда маленькая и сделок пока не много.
  • Для полноценной интеграции с перспективой масштабирования перспективнее Мегаплан или Битрикс24. При этом у Битрикс24 больше выбор встроенных подсистем, есть бесплатный тариф с минимальными ограничениями по функциональности и шире поддержка по части внешних интеграций.

С цифровизацией и автоматизацией процессов через внедрение Битрикс24 поможет компания «АйТи-Баланс». Аккредитованная IT-компания осуществляет комплексное внедрение CRM-системы Битрикс24 в течение 2 недель за 70 000 р. В команде есть программисты, которых можно нанять для разработки расширения или интеграции, если базовой функциональности не хватает. «АйТи-Баланс» 7 лет на рынке, они не бросают клиентов после внедрения — обучают, обеспечивают поддержку и последующее масштабирование.

АйТи-Баланс — бизнес-партнер компании 1С-Битрикс

Статьи по теме