Интеграция с банковскими системами: опыт наших разработчиков

23.10.2023
События в мире положительно повлияли на стремление бизнеса к экономической интеграции. В этот процесс оказались вовлеченными и банковские системы. Соответственно, возникла потребность в программном обеспечении, позволяющем наладить совместную работу финансовых учреждений с их партнерами. Оно разрабатывается с максимальным сохранением систем, применяемых каждой из сторон.

В чем заключается интеграция

Как все коммерческие организации, финансовое учреждение стремится к повышению эффективности использования ресурсов, расширению сферы влияния и выходу на международный рынок. Следовательно, процесс интеграции инициируется «снизу» – владельцами банков.

В результате интеграции банковских систем:
  • национальный рынок насыщается разнообразными банковскими продуктами;
  • растет число потенциальных кредиторов и источников докапитализации;
  • расширяется рынок сбыта национальной банковской отрасли;
Веб-интеграции банка со сторонними сервисами дает возможность пользователям работать с финучреждением непосредственно из бизнес-приложений – например, из ПО 1С.

А при отсутствии спецсчета в интегрированном с электронной торговой площадкой банке вашу заявку отклонят.

Интеграция с банком крупной компании, ведущей множество расчетов с поставщиками, дает возможность исключить человеческий фактор, а значит, и ошибки, связанные с ним.

Интеграция банковской системы с высоконагруженными приложениями способствует:
  1. Росту производительности и эффективности. Такие системы способны в короткие временные отрезки обрабатывать огромные объемы информации. Например, всего за одну секунду приложение может обработать тысячи транзакций.
  2. Снижению затрат на содержание собственной IT-инфраструктуры. Высокие показатели приложений позволяют сократить перечень и количество оборудования и серверов, а, значит, и финансов для их обслуживание и поддержку потребуется меньше.
  3. Росту качества обслуживания клиентов.
Все эти плюсы в итоге положительно отражаются на конкурентоспособности банка, поскольку быстрый и качественный сервис способствует привлечению новых клиентов и удержанию уже существующих пользователей.

Сложности интеграции

С точки зрения IT-специалиста интеграция – это создание единого процесса, способного объединить разные технологии и системы, которыми уже пользуются банки. Банки работают с системами разных поставщиков, которые при объединении могут вступить в конфликт. В то же время бездумно выбросить стабильно функционирующую систему рискованно: этот шаг может привести к глобальному сбою работы учреждения.

Крупные банки уже используют программно-аппаратные комплексы, которые включают в себя внутренние системы и интеграцию со сторонними:
  • АБС;
  • CRM;
  • Хранилище данных;
  • Электронный архив;
  • Система документооборота;
  • Интернет-банкинг;
  • Система оценки заемщика (скоринг) и пр.
Эти комплексы постоянно совершенствуются, их необходимо регулярно обновлять. Но принимать подобные решения надо осознанно, предварительно оценив, как новая система после внедрения повлияет на работу остальных приложений. За результат интеграции несет ответственность IT-отдел, хотя по сложившейся традиции в роли заказчиков информационных систем выступают службы обеспечения – расчетный отдел, бухгалтерия и т.д.

Чтобы получить ожидаемый результат, необходимо проанализировать следующее:
  • какие задачи будет решать новая система;
  • в каком режиме (периодически, однократно, по графику) будет загружаться информация и из каких систем черпаться;
  • насколько легко новое ПО встраивается в существующую инфраструктуру и не потребуется ли длительная остановка рабочей системы.
Необходимо заранее предусмотреть, какие еще системы будут внедряться в архитектуру (этот вопрос относится к ИТ-стратегии банка).

Процесс интеграции

Задача исполнителя – провести интеграцию банковской системы, обеспечив минимизацию рисков. Практика показала, что оптимальной является такая схема действий:
  1. На начальном этапе все внедренные системы банка работают в штатном режиме, оказывая услуги клиентам, выполняя обязательства по договорам, сверкам операция и т.д.
  2. Исполнитель берет под полный контроль работу системы, выполняя ее диагностику.
  3. Наступает очередь оптимизации работы системы. На этом этапе удаляют дублирующие компоненты, стандартизируются общие параметры услуг – диалоги с клиентами, комиссии и пр. наиболее эффективные каналы проводки транзакций подвергаются настройке.
  4. Параллельно разрабатывается WEB-сервис для ОМНИ-системы унификации и интеграции дистанционного обслуживания (ДБО) с другими каналами работы с клиентами.
  5. Внедряется подготовленная ОМНИ-система.

Особенности интеграции банка с электронной торговой площадкой

Сложность интеграции с платформой заключается в необходимости договариваться о:
  • едином формате передачи данных;
  • разработке соглашения, в котором будут прописаны права и обязательства каждой стороны.
Банки, работающие с площадками по госзаказам, пользуются типовым договором. Прочие ЭТП также могут взять его за основу, но иногда им приходится подстраиваться под конкретный банк на индивидуальных условиях. В таких случаях интеграция проводится по техническому заданию, отличному от стандартного – что, впрочем, не является препятствием для разработчика программного продукта.

Итог

Интеграция с банком дает крупной компании массу преимуществ. Например, исчезает опасность «не успеть до закрытия». Любая операция может быть выполнена днем или ночью, и – что самое важное – для этого не нужно физическое присутствие пользователя в банке. Следовательно, работать с финучреждением можно из любой точки мира, где есть интернет.

Кроме того, увеличивается скорость выполнения операций: перевод между счетами, оплата услуг поставщика, получение платежа от клиента выполняются в течение нескольких минут. А вытеснение бумажных документов электронными снижает риск потери важной информации.

Аналогичные выгоды получает и банк. Поэтому он поощряет клиентов, работающих с учреждением в такой форме, различными скидками и бонусами.

Статьи по теме