Обязательная автоматизация закупок с 2025 года: как внедрить ЭТП за 30 дней

10.06.2025
Проведение закупок в ручном режиме требует значительных затрат и сопровождается большим количеством ошибок. Автоматизация данного процесса позволит вывести работу предприятия на новый уровень, существенно повысить его конкурентоспособность и эффективность. Наша Коммерческая ЭТП (электронная торговая площадка) выгодно отличается от конкурентов возможностью гибкой настройки под нужды вашего бизнеса.

Риски ручных закупок

Для некоторых категорий юридических лиц автоматизация закупок является обязательной. Они перечислены в Федеральных Законах №223-ФЗ и №44-ФЗ. Приобретение товаров в ручном режиме для таких субъектов хозяйственной деятельности является административным правонарушением.

Штрафы за ручные закупки в 2025 году несколько повысили и частично привязали к размеру незаконной сделки. Соответствующие поправки в КоАП РФ закреплены Федеральным Законом №500-ФЗ от 28 декабря 2024 года. Сумма взыскания может достигать нескольких сотен тысяч рублей.

Организации, не упомянутые в Законах №№223 и 44, за проведение закупок в ручном режиме к ответственности не привлекаются. Но они с большой вероятностью могут столкнуться с проблемами другого рода. Среди них наиболее распространены:
  1. Заполнение заявки в произвольной форме. Такой документ сложно проверять и анализировать, в силу чего процесс организации закупки сильно затягивается. В Коммерческой ЭТП и других системах автоматизации заявка заполняется по единому образцу.
  2. Дублирование. Два и более подразделений могут направить в отдел закупок заявки на приобретение одной и той же продукции. В крупных компаниях это часто остается незамеченным, особенно если запросы поступили в разное время. Ошибка приводит к перерасходу средств и нерациональному использованию складских мощностей. Система автоматизации обратит внимание оператора на факт дублирования заявок и запросит подтверждение.
  3. Потеря заявки или ошибки при ее передаче следующему звену, например отделу снабжения. При ручном управлении закупками человеческий фактор нередко приводит к тому, что потребность не удовлетворяется либо вместо заявленной продукции приобретается нечто иное. Такие сбои могут привести к остановке рабочего процесса. При использовании коммерческой ЭТП ничего подобного не происходит, т.к. данные группируются и передаются автоматически.
  4. Проблемы с отслеживанием состояния заявки. Она может зависнуть в ожидании согласования и отправитель узнает об этом не сразу. А когда узнает, не сможет быстро определить, на каком этапе произошла заминка. Придется последовательно обзванивать каждое звено. Система автоматизации при переходе заявки от одного этапа к другому направляет отправителю уведомление, что позволяет быстро решать возникшие проблемы.
  5. Сотрудничество с недобросовестным поставщиком. Ручные закупки предполагают взаимодействие с одним-двумя постоянными контрагентами. Зачастую приходится подолгу работать с партнером, который срывает сроки, поставляет некачественную продукцию или существенно завышает цену, пока не найдется кто-то более достойный. Система автоматизации закупок позволяет приглашать к участию в ЭТП любое количество поставщиков и выбирать партнера с наиболее выгодными условиями на конкурсной основе. По каждому контрагенту ведется история заказов.
  6. Нарушение требований законодательства. Согласно нормам, часть продукции должна закупаться у предприятий малого и среднего бизнеса. Программа отследит, не нарушена ли квота, тогда как при ручном управлении вероятность ошибки является высокой.
  7. Ошибки в системе учета. Приобретенную продукцию нужно правильно оплатить, поставить на учет, списать и т.д. При ручном контроле на этом этапе тоже часто возникают ошибки. Коммерческая ЭТП и некоторые другие интегрируются с сервисами бухгалтерии и складского учета, передавая им данные о закупках.
  8. Несвоевременная подача заявки. При ручном контроле нередко о необходимости приобретения той или иной продукции узнают слишком поздно, когда ее уже нет на складе. В результате рабочий процесс или его часть приходится приостанавливать в ожидании доставки товара. Бывает и наоборот — продукцию заказывают слишком рано, что приводит к замораживанию оборотных средств и потере свободного места на складе. Автоматизированная система отслеживает остатки на складе и информирует сотрудников, когда приходит время пополнить запасы. Если заявка оформляется досрочно, Коммерческая ЭТП предупредит и об этом.
По сравнению с автоматизированными, ручные закупки требуют больших затрат времени и труда, а значит обходятся дороже. Например, много усилий сотрудникам специализированных отделов приходится тратить на перевод данных из одного формата в другой. Подобные дополнительные операции отвлекают от выполнения прямых обязанностей, увеличивают число ошибок, снижают качество и производительность труда.

При использовании системы автоматизации число рутинных операций сокращается в несколько раз и все они выполняются программой. В результате предприятие превращается в точный оптимизированный механизм, работающий без задержек и сбоев.

5 этапов перехода

Внедрение ЭТП для 223-ФЗ осуществляется в несколько приемов. Все этапы образуют комплекс, ни один из них не может быть пропущен.

Шаг 1: аудит
Начинают с тщательного анализа процесса закупки. Важно проследить всю цепочку — от составления заявки до поставки продукции.
По результатам анализа:
  • выявляют узкие места в системе;
  • готовят ее к автоматизации;
  • составляют техническое задание;
  • формируют список ключевых показателей эффективности (KPI).
В роли KPI могут выступать время обработки заказов, стоимость закупок, показатель точности заказов, оценка сервиса поставщиков, длительность задержки поставок, объем складских запасов, стоимость хранения продукции и т.д.

Шаг 2: выбор и адаптация системы автоматизации
Выбирают ЭТП, в наибольшей степени отвечающую техническому заданию. Ее настраивают под нужды данного предприятия.
Формируется схема движения заявки, порядок контроля и передачи данных между системами учета.

Шаг 3: интеграция системы автоматизации с другими продуктами
На этом этапе настраивают взаимодействие ЭТП с веб-ресурсами, программами бухгалтерии, складского учета и прочими, действующими на предприятии. Продукты превращаются в единый комплекс с внутренним обменом данными.
В результате интеграции информация о контрагентах и товарах обновляется в реальном времени. Система автоматизации закупок получает сведения об остатках на складе, другие модули передают ей необходимые документы.

Шаг 4: обучение персонала
Поэтапно знакомят участников процесса закупок с системой. Начинают с ключевых сотрудников, затем настраивают права доступа и проводят обучение прочего персонала.
Для ознакомления широкого круга пользователей проводят такие мероприятия:
  • вебинары;
  • тренинги;
  • рассылку инструкций.

Шаг 5: организация взаимодействия между сотрудниками и технической поддержки
В период освоения ЭТП полезно проводить встречи, где сотрудники могут обмениваться опытом работы в системе автоматизации. Такие мероприятия существенно ускоряют процесс обучения и способствуют снижению количества ошибок.

Также важно организовать техническую поддержку сотрудников компании со стороны поставщика системы автоматизации. После освоения продукта необходимость в ней отпадет.

Чек-лист «Как выбрать ЭТП»

Рекомендуется отдавать предпочтение системам, в которых помимо основных функций (сбор потребностей, история плана закупок и т.д.) есть дополнительные:
  • создание плана закупок с учетом бюджетов, сроков и приоритетов;
  • формирование бюджета;
  • составление аналитических отчетов с подробной информацией по каждому этапу закупки;
  • отслеживание всей цепочки закупки от возникновения потребности до поставки продукции.
Опросы среди пользователей систем автоматизации закупок показывают, что те больше всего ценят следующие возможности:
  • организацию закрытых закупок;
  • настройку критериев оценки поставщика, хода торгов, работы тендерной комиссии;
  • определение и четкое отображение рейтинга надежности поставщиков.
Крайне важно, чтобы система могла интегрироваться с другими продуктами и торговыми площадками. Хорошо, если разработчик предлагает бесплатный тестовый период для проверки возможностей и удобства ЭТП на практике.

Преимущества Коммерческой ЭТП «АйТи-Баланс»

Наша система — удобное коробочное решение для закупок. Если федеральные и крупные коммерческие платформы ориентируются на крупных клиентов, мы уделяем много внимания потребностям малого и среднего бизнеса.
Наши преимущества:
  • аудит процессов в вашем бизнесе с разработкой пакета рекомендаций по автоматизации закупок и подготовке к этому;
  • гибкая настройка системы под нужды предприятия, в т.ч. с нестандартной организацией (характерна для малого бизнеса);
  • широчайший функционал, включающий в себя подробную аналитику и прогнозы;
  • установка Коммерческой ЭТП на инфраструктуре заказчика;
  • обучение сотрудников и поддержка в течение месяца.
В деле автоматизации закупок мы придерживаемся комплексного подхода. Помимо Коммерческой ЭТП предлагаем воспользоваться нашим сервером zakupki.gov.ru — аналогом недавно закрытого ftp-сервера ЕИС. Мы сохранили удобную структуру хранения данных и возможность простого подключения, чего не хватает новому веб-ресурсу от ЕИС.

Статьи на тему коммерческих торговых площадок