Цифровизация закупок состоит из 4 основных этапов:
- аудит закупок;
- выбор платформы;
- интеграция;
- обучение персонала.
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Аудит закупокАудит — это вид контроля, целями которого является оценка обоснованности планирования, реализуемости и эффективности, а также анализ и оценка результатов, достижения целей закупок.
Если говорить простыми словами, в ходе аудита необходимо выяснить следующие обстоятельства:
- целесообразность закупок;
- своевременности закупок;
- эффективности закупок;
- результативности расходов на закупки;
- выявление нарушений в области закупок.
На основании аудита устраняются все недостатки и создается оптимальная модель закупок, которая и будет применяться после внедрения цифровизации. Она нужна для того, чтобы в случае автоматизации отдельных процессов не наступали убытки, обусловленные неотлаженной работой в этой сфере.
Иными словами, аудит позволяет оптимизировать процесс взаимодействия с контрагентами, привести его к показателям, близким к идеалу. По его результатам может быть введен новый тип закупок, больше отвечающий потребностям организации и дающий возможность, ускоряющий и упрощающий процедуру. Пример: закупки с раздельным рассмотрением и подачей технической, квалификационной документации, а также коммерческой части.
Аудит не ограничивается изучением только закупок. Также в ходе него выясняют задачи, которые предстоит решить в области разработки программного обеспечения, которое необходимо для
внедрения собственной ЭТП.Данные, полученные в ходе аудита, будут использоваться при цифровизации или при разработке торговой платформы.
Выбор платформыВторой этап — выбор платформы (ЭТП). Чтобы сделать его правильно, следует обратить внимание на следующие моменты:
- Возможности ЭТП. Разные платформы предоставляют разные возможности. Нужно подбирать сервис, который удовлетворяет интересы компании. Универсального решения здесь нет. ЭТП оценивается исходя из специфики деятельности бизнеса, поэтому выбор в каждом случае будет индивидуальным.
- Безопасность. Крайне важно, чтобы коммерческие данные компании не попадали к посторонним. Поэтому сервис должен поддерживать высокий уровень безопасности, исключающий утечку информации. Как минимум, должны использоваться надежные инструменты шифрования.
- Стоимость. Подключение ЭТП обычно осуществляется на основе подписки. Тарифы на разных платформах отличаются. Необходимо выбрать тот, который по силам компании и не повлечет для нее значительных расходов. Если речь идет о создании собственной ЭТП, то нужно учесть, во сколько оно обойдется и сколько потребуется вложить в обслуживание ПО.
Разработка собственной ЭТП — это оптимальный вариант. На старте он требует больше затрат, однако в последующем работать с ним выгоднее. А главное, удобнее, потому что при запуске своей платформы ее функционал и основные возможности определяет владелец — то есть вы.
ИнтеграцияПосле выбора или разработки ЭТП необходимо провести интеграцию. Условно ее можно разделить на 2 типа:
- Внутренняя. Подразумевает интеграцию собственных систем компании в ЭТП или перевод на платформу процессов по закупкам.
- Внешняя. Подразумевает интеграцию систем клиента или банковских сервисов для оплаты закупок.
Например, при разработке собственной ЭТП можно провести ее интеграцию с сервисом «СберБизнес». Это позволит контрагентам проводить сделки в кредит.
Что касается внутренней интеграции, то она подразумевает обеспечение взаимодействия платформы с внутренними корпоративными системами компании. Среди них ERP, системы ИБ и другие. Важно, чтобы все это совместно работало без сбоев и корректно передавало информацию друг другу.
ОбучениеЗавершающий этап — обучение персонала компании работе с новой платформой. Важно не пренебрегать им и правильно его провести. Оно не занимает много времени, однако позволяет исключить ошибки, которые приводят к потере времени, а иногда и дополнительным расходам для бизнеса. Если ЭТП разработана правильно и имеет дружественный, интуитивно-понятный интерфейс, то обучение не вызывает трудностей.