Корпоративная система электронных закупок (SRM): переход вашего бизнеса на новый уровень

7.11.2025
Чем эффективнее вы управляете бизнесом, тем больше прибыли получаете. Эта банальная истина особенно актуальна в эпоху цифровой трансформации, когда ставка делается на автоматизацию большинства процессов, а также на способность быстро адаптироваться под внутренние и внешние вызовы. Стратегический инструмент в арсенале каждой компании — корпоративная система электронных закупок (SRM). В России ею уже успешно пользуются торговые сети, промышленные предприятия, госучреждения и не только.
SRM система для строительных компаний
как chatgpt представляет SRM систему для производственных компаний стройматериалов

Что такое SRM-система и каков ее функционал

SRM (Supplier Relationship Management) — набор решений и процессов, направленных на результативное управление отношений с поставщиками сырья, товаров, другой продукции. Взаимодействие происходит во время проведения конкурсов, тендеров, торгов, аукционов, а закрепляется все заключением соответствующего договора.

С помощью SRM осуществляется автоматизация закупок и решается перечень других не менее важных задач:
  • ведение каталога или реестра поставщиков с указанием их контактной информации, рейтингов, других данных;
  • отслеживание потребностей компании, спроса на ту или иную продукцию, составление и отправка заявок на закупку;
  • участие в специальных конкурсных процедурах, проведение тендеров и торгов, управление контрактами и договорами;
  • информирование по исполнению заказов, включая отслеживание поставок и процесса приемки, выставление претензий по таким вопросам, как нарушение сроков, низкое качество товаров, несоблюдение условий договора;
  • ведение документооборота в электронном формате, согласование маршрутов движения транспорта, оценка поставщиков по KPI;
  • аналитическая деятельность, составление отчетов по финансовым и временным затратам, потенциальным и реальным рискам.
Если нужно в срочном порядке интегрировать бизнес-процессы с ERP, вспомогательными системами финансового учета и складского дела, система закупок SRM также приходит на помощь. Все действия осуществляются исключительно с соблюдением законодательства РФ.

Особенности рынка SRM и какая роль отводится ЭТП

Одни считают, что пользоваться системой SRM — это модный тренд. Другие выбирают корпоративную систему электронных закупок лишь потому, что это делают конкуренты или партнеры по бизнесу. На самом деле все намного сложнее.
По статистике, до 65% выручки компании уходит на закупку товаров и услуг, поэтому закупочная функция должна быть грамотно автоматизирована. И только с помощью SRM вы сможете:
  • повысить операционную прибыль;
  • примерно на 5% снизить затраты на закупки;
  • минимизировать ошибки;
  • существенно ускорить осуществляемые процессы.
Важный инструмент государственных и коммерческих закупок — электронные торговые площадки (ЭТП). Согласно официальным данным, более 70% крупных промышленных предприятий уже автоматизировали если не все, то большую часть закупочных процессов, и сделали это именно с помощью современных цифровых платформ.

Интересен и тот факт, что более 30% компаний пользуются собственными порталами поставщиков или ЭТП. Такое решение позволяет контролировать процессы закупок внутри предприятия с максимально возможной эффективностью.

Еще один тренд, который нельзя обойти вниманием, — импортозамещение программного обеспечения (ПО), которое коснулось и систем закупок. Причины такой тенденции: уход с рынка части зарубежных вендоров, ограниченный доступ к облачным сервисам, экономические и другие санкции.

Почему компании автоматизируют закупки и применяют SRM

Корпоративная система закупок с функциями SRM востребована во всех сферах, где ведется одновременная работа сразу с несколькими поставщиками и в процессе присутствуют сложные цепочки взаимодействия. Чаще всего это промышленность и производство, торговля и ритейл, транспорт, логистика и инфраструктура, энергетика и строительство, пищевая промышленность и агрохимия, а также госсектор.

В результате тщательного изучения рынка определяются следующие причины автоматизации закупок и применения SRM:
  • снижение рисков и издержек, в том числе и из-за потери документов, допущения ошибок при составлении договоров и контрактов, сбоев в поставках;
  • требования законодательства России, касающиеся подготовки отчетности, прозрачности процессов, внедрения электронных процедур;
  • конкуренция во многих отраслях и сегментах рынка, требующая от участников более быстрых закупок, способности без проблем переключаться с основных на альтернативных поставщиков;
  • независимость от иностранных вендоров существенно уменьшает риски, связанные с геополитической ситуацией и изменением санкционных списков;
  • цифровая трансформация позволяет бизнесу быстрее стартовать, при необходимости легче и безболезненно масштабироваться, меньше тратить денег и сил на инфраструктуру.
Важно! До недавнего времени российские компании часто использовали такие решения, как SAP SRM, Oracle Procurement, другие зарубежные ERP-модули закупок. В связи с уходом многих из них из РФ сегодня ставка делается на отечественные продукты, в том числе и локального характера. Яркий представитель рынка — базовая версия собственной Коммерческой ЭТП от компании АйТи-Баланс.
импортозамещение SRM на локальные и отечественные
импортозамещение программных продуктов на локальные и отечественные

Разработчик АйТи-Баланс — надежный партнер по созданию SRM и ЭТП-сервисов

Хотите быть конкурентоспособными в своем сегменте рынка, получать желаемую прибыль и не тратить лишние деньги на внутренние закупки? Пользуйтесь продуктами, разработанными специально для вас командой АйТи-Баланс. Наши преимущества:
  • опыт разработки электронных торговых площадок с учетом всех возможных требований по безопасности, типу интерфейса, пользовательских сценариев;
  • понимание и строгое соблюдение требований нормативной среды — соответствие законодательству РФ и основным стандартам;
  • гибкость в разработке программного обеспечения, реализация проектов под заказ с подбором нужных модулей, с возможностью интеграции с другими сервисами и системами;
  • создание высоконагруженных систем, которые выдерживают любую интенсивность эксплуатации без потери работоспособности, безопасности, способности к масштабируемости.
Наши специалисты могут проконсультировать вас по всем вопросам, что поможет избежать возникновения проблем в будущем, заранее определить и устранить узкие места. Мы:
  • всегда учитываем возможные изменения бизнес-процессов;
  • создаем условия для дальнейшей интеграции с существующими системами;
  • обеспечиваем 100% безопасность и защиту данных, а также соответствие действующим нормативам;
  • если потребуется, проводим обучение персонала вашей компании всем тонкостям и нюансам процесса и ПО.
Помните, что внедрение SRM-систем для автоматизации закупок — это не просто инструмент повышения эффективности работы. Это, прежде всего, ключ к устойчивости компании. Таким образом вы минимизируете юридические и операционные риски, сохраните стабильность роста и развития в условиях жесткой конкуренции, сможете работать не только в привычных для себя, но и в новых условиях.

Если ваша цель — разработать собственное SRM-решение или внедрить уже готовый продукт ЭТП, компания АйТи-Баланс обязательно поможет. Мы сделаем все под ключ: от анализа ваших требований и проработки архитектуры продукта до реализации проекта и технической поддержки. Наши решения работают на результат!

Статьи про торговые сервисы и платформы