Монетизация электронных торговых площадок: как заработать на своем проекте

18.04.2024

Электронные торговые площадки (ЭТП) за последние несколько лет стали популярным инструментом для продажи товаров и услуг. С каждым днем увеличивается количество пользователей ЭТП, что делает маркетплейс прибыльным бизнесом, на котором можно заработать значительные суммы за короткий период времени. Существует множество способов монетизации такого бизнеса, но для этого необходимо сформировать грамотную и подробную маркетинговую стратегию.


Чтобы вывести маркетплейс в топ и успешно монетизировать, необходимо выбрать бизнес-модель, в которой будет соблюден баланс между интересами клиентов и владельца. Большое количество рекламных баннеров на сайте несомненно принесет прибыль собственнику, но в долгосрочной перспективе приведет к оттоку пользователей. Важно позаботится об удобстве ресурса и сделать условия использования максимально выгодными для обеих сторон. Для этого существует набор инструментов, правильное применение которых даст владельцу высокий уровень дохода и преданных клиентов.


Читать интересное:

Автоматизация закупок: собственная ЭТП.

Критерии выбора ЭТП.

Как работают ЭТП: преимущества и недостатки.

Комиссия за совершенную транзакцию

Наиболее распространенный метод монетизации ЭТП. Возможны несколько вариаций оплаты – одним из участников сделки или обеими. Для продавца такая модель сотрудничества удобна тем, что платить за пользование площадкой придется лишь в том случае, когда через нее оформляются сделки, а присутствие на сайте абсолютно бесплатно. Владелец маркетплейса при этом должен обеспечить безопасность транзакций, так как весь денежный потом проходит через площадку. Важно создать условия, при которых у клиента не будет желания пойти в обход сайта, и дать ему конкурентные преимущества такого сотрудничества: адекватная сумма комиссии, гарантия безопасности сделки, удобство использования.


Комиссия за каждую транзакцию сработает не с каждым видом товара или услуги. Инструмент не будет эффективен, если существует множество аналогичных бесплатных альтернатив, если тематика ресурса в принципе не предусматривает оплаты за услуги, или, когда речь идет о торговле дорогими товарами. Если стоит вопрос, сработает ли данный способ, лучшим решением будет взглянуть на ближайших конкурентов в своей нише бизнеса и изучить, каким образом они монетизируют площадку.

Абонентская плата

Такая модель монетизации предполагает регулярную оплату пользователями площадки за возможность размещать товары или услуги, искать клиентов или поставщиков. Способ подойдет тем, кто планирует регулярно пользоваться услугами маркетплейса, наиболее яркий пример – сайты знакомств. Зачастую модель предполагает, что сервис бесплатен для клиентов, но за размещение товаров или услуг взимается членский взнос.


При реализации данной стратегии критично важно позаботиться об уникальности сервиса и наличии преимуществ использования, которые будут оправдывать цену подписки. Необходимо проработать маркетинговую стратегию еще на этапе запуска, чтобы не отпугнуть потенциальных клиентов. Для успешного запуска нового маркетплейса есть смысл сделать членский взнос минимальным на первое время или отказаться от него вовсе, чтобы собрать базу. Кроме того, разработка нескольких тарифов дает гибкость в плане получения дополнительных привилегий, например, поднятие объявления или анкеты в топ поисковой выдачи.

Плата за размещение

Модель предполагает бесплатное присутствие клиента на площадке, но оплату за услугу размещения объявления о продаже товара или услуги. Зачастую используется как вспомогательный способ заработка, обычно стоимость размещения невысока. Целесообразно предложить пользователям несколько пакетных предложений с разными условиями. Кроме того, плата за размещение часто используется для отдельных категорий услуг.

Плата за продвижение

Наиболее распространенная методика для работы с сайтами знакомств и объявлений. Пользователь может разместить объявление бесплатно, но для привлечения внимания оплатить пакет продвижения, который включает поднятие в топ поисковой выдачи, выделение цветом, размещение в особой колонке. Таким образом контент привлечет больше внимания потенциальных клиентов или покупателей, а вероятность получения прибыли увеличится.


Методика достаточно проста в реализации с технической точки зрения и не потребует значительных правок в структуре ЭТП. Оплата за продвижение считается универсальным инструментом, который подходит как на начальных этапах развития площадки, так и в качестве вспомогательной системы монетизации. Важно соблюсти разумный баланс между платными и бесплатными объявлениями или анкетами, чтобы не отпугнуть пользователей обилием рекламы.

Плата за получение контактов

Принцип методики схож на оплату за транзакцию с той лишь разницей, что пользователь платит не за проданный товар, а за получение контактов потенциального клиента. Чаще всего модель монетизации реализована в сфере предоставления услуг фрилансерами и исключает прямой контакт с клиентом. Преимущество такого способа состоит в свободном размещении объявлений, ведь оплата осуществляется только в случае получения лида, но всегда присутствует риск совершения сделок вне площадки и потенциальной потери комиссии за транзакцию или других возможностей получения дохода для владельца ЭТП.

Краундфандинг

Принцип добровольной оплаты за услуги сервиса, когда клиент самостоятельно решает сколько может оплатить. Методика монетизации подходит в случае уникального и полезного ресурса, когда достигается лояльность клиентов и они сами готовы жертвовать деньги на дальнейшее развитие проекта. Обычно применяется для площадок, где нет физических товаров, а есть ценная информация. Наиболее ярким примером является Википедия, где пожертвования за пользование могут оставлять все пользователи, а деньги идут на поддержание и развитие сервиса.

Платный контент

Если на площадке существует блок со статьями экспертов или полезной уникальной информацией, есть смысл сделать эту часть контента платной, для просмотра которой потребуется оплатить взнос. Метод монетизации сработает в том случае, когда на площадке есть достаточное количество постоянных лояльных клиентов, готовых платить за доступ к экспертной информации. При выборе этой стратегии рекомендуется не закрывать бесплатный доступ ко всему контенту, иначе есть большой риск потерять всю заинтересованную аудиторию. Также стоит быть готовым к тому, что вся платная информация может распространяться пиратами, после чего смысл подписки будет потерян.


Современные маркетинговые стратегии предлагают множество вариантов монетизации электронных торговых площадках. Для выбора оптимальной методики нужно знать тонкости и нюансы работы с целевой аудиторией, а также специфику конкретной ниши бизнеса. Необходимо также учесть особенности работы с конкретной целевой аудиторией. Компания «АйТи-Баланс» предлагает услугу разработки электронной торговой площадки как для частного бизнеса, так и для федеральных ресурсов. Правильный подбор маркетинговой стратегии позволит не только поднять площадку в топ выдачи, но и успешно монетизировать.


Либо вы можете приобрести уже готовую универсальную ЭТП, созданную нашим отделом разработки. Запросить ДЕМО.

Поделиться

Похожие статьи